Экзаменационные вопросы по методике русского языка
(для студентов 4 курса заочной формы обучения)
2015-2016 у.г.
Преподаватель Павлик Е.А.
- Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в украинской школе.
- Русский язык как учебный предмет в начальных классах школ Украины.
- Содержание курса русского языка в начальной школе с украинским языком обучения. Анализ государственного стандарта.
- Основные требования программы по русскому языку для школ с украинским языком обучения.
- Учебник «Русский язык» для начальной школы с украинским языком обучения (структура, объем, соответствие программе, пропедевтический характер теории).
- Психологические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком обучения.
- Понятие интерференции. Типы интерференции.
- Дидактические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком обучения.
- Принципы и методы обучения русскому языку, их применение в условиях билингвизма.
- Принцип учета родного языка в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Непосредственное и скрытое сопоставление языковых фактов.
- Основные методические требования к урокам русского языка как второго.
- Основные типы уроков русского языка как второго, их структуры.
- Лингвистические основы методики обучения русскому языку в школах с украинским языком преподавания.
- Сравнительный анализ фонетического, орфографического, грамматического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
- Специфика обучения русскому языку в условиях билингвизма.
- Учет интерферирующего влияния украинского языка в процессе обучения русской грамматике.
- Роль и место межъязыковых аналогий и сопоставлений при обучении русскому языку.
- Взаимосвязь в преподавании русского и украинского языка в школах с украинским языком обучения.
- Транспозиция и интерференция в русской речи учащихся Украины.
- Содержание обучения русскому языку в период предварительного устного курса.
- Приемы развития фонематического слуха учащихся.
- Методика формирования орфоэпических умений на уроках русского языка.
- Методика формирования акцентологических умений на уроках русского языка.
- Развитие лексических навыков школьников в устном практическом курсе русского языка.
- Словарная работа, ее содержание и методика проведения в начальных классах.
- Направления словарной работы. Способы семантизации слов.
- Методика работы над словом, элементами лексикологии на начальном этапе обучения русскому языку.
- Методика формирования грамматических умений на начальном этапе изучения русского языка.
- Методика начального обучения чтению на русском языке (ознакомление с буквами, формирование умений читать).
- Методика работы по усвоению букв, отличающихся от букв украинской графики.
- Развитие у младших школьников навыков чтения по-русски. Работа по усвоению букв, которых нет в украинской графике.
- Особенности чтения на русском языке. Характерные ошибки при чтении по-русски. Работа по усвоению словесного ударения, по предупреждению и устранению ошибок при чтении.
- Приемы развития и усовершенствования читательских умений и навыков на уроках русского языка как второго.
- Литературно-методический анализ текста художественного произведения на уроках русского чтения.
- Организация словарно-семантической работы на уроках чтения.
- Развитие умений русской речи в процессе работы над текстом для чтения.
- Направления и виды работы по развитию русской речи во время изучения языкового материала.
- Задачи, содержание и способы проведения работы по развитию устной речи. Речевая ситуация как методический прием развития речевых навыков учащихся (виды, структура, методика проведения).
- Методика развития диалогической русской речи.
- Методика развития монологической русской речи.
- Методика формирования умений слушать - понимать (аудировать) русскую речь.
- Коррекция графических навыков русского языка.
- Сравнительный анализ фонетического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
- Методика изучения фонетико-графического материала русского языка.
- Значение и задачи обучения фонетике в условиях билингвизма. Научные основы преподавания.
- Сравнительный анализ грамматического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
- Особенности изучения материала по грамматике русского языка.
- Методические приемы работы по морфемике и элементарному словообразовательному анализу в начальной школе.
- Методика изучения частей речи в начальных классах в условиях обучения второму языку.
- Упражнения по фонетике, грамматике, их типология.
- Виды языкового разбора и методика их проведения в начальной школе.
- Фонетический анализ. Алгоритм. Типология слов, используемых для фонетического анализа.
- Сравнительный анализ орфографического материала в русском и украинском языках как основа содержания и методики обучения.
- Специфика формирования орфографических умений и навыков русского языка.
- Группы правил, выделенные в зависимости от степени совпадения их содержания в русском и украинском языках, особенности работы над ними.
- Приемы формирования орфографической зоркости младших школьников. 56.Формирование умения школьников ставить орфографические задачи. 57.Совершенствования орфографической подготовки младших школьников в условиях русско-украинского двуязычия.
- Диктанты, их виды. Методика проведения диктантов.
- Списывание, его роль в формировании орфографической зоркости детей. Методика проведения списывания.
- Перевод как учебно-тренировочное упражнение.
- Значение наглядности в процессе обучения русскому языку как второму. Виды наглядности в начальных классах.
Список рекомендованной литературы
- Державний стандарт початкової загальної освіти // Початкова школа. - 2011. - №7. – С.1-18.
- Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников: пособие для учителя. - К.: Рад. школа, 1990. – 207с.
- Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища. школа, 1989. – 311с.
- Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах: пособие для учителя. - К.: Рад. школа, 1986. – 168с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. - 240с.
- Методика начального обучения русскому языку в национальной школе /Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. - Л. : Просвещение, 1984.
- Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учеб. Пособие для студ. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336с.
- Пашковская Н.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку. -К.: Рад. шк., 1990.
- Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 1-4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2013. – С.98-137.
- Сильнова Э.С. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - Кривой Рог, 2006. - 46с.
- Хорошковська О.Н. Лінгводидактична система початкового навчання української мови у школах з російською мовою викладання. - К.. 1999. -306с.